Статьи

ГАЗ-24-10

12 июля 2018 07:15
ГАЗ-24-10

Автомобиль в СССР был не столько средством передвижения, сколько роскошью. Владение личным автомобилем повышало социальный статус владельца в глазах окружающих и непомерно завышало собственную самооценку владельца. В немалой степени этому способствовало то обстоятельство, что цены на советские автомобили были на внутреннем рынке многократно завышены. Если в 1980 году огромный 5,33-метровый Крайслер Кордоба с 5,2-литровым двигателем стоил в США 6745 долларов (4313 рублей 43 копейки), то Волга ГАЗ-24 продавалась сначала за 9453 рубля, а к концу ее выпуска её цена увеличилась до 15903 руб. Таким образом, купить Волгу могли лишь люди, считавшиеся по советским меркам весьма состоятельными.

В то же время себестоимость Волги ГАЗ-24 составляла 1750 рублей, что было равно розничной цене мотоцикла Урал. Эта 5,4-кратная разница между себестоимостью и розничной ценой составляла косвенный налог на роскошь, с помощью которого Советская власть вытягивала из цеховиков и спекулянтов их «нетрудовые доходы».

Однако самые продвинутые советские граждане к началу 80-х уже стали пересаживаться с Волг на иномарки: Высоцкий и Рязанов ездили на Мерседесах, а у Андрея Миронова был БМВ. Стареющая Волга стремительно теряла престиж, и было необходимо срочно её осовременить. Попытка внедрения ГАЗ-3102 фактически провалилась, а появление ГАЗ-3105 сильно запаздывало. Поэтому было решено создать модернизированную Волгу, снизить ее себестоимость до 1430 рублей (цена мотоцикла ИЖ-Юпитер), а розничную цену поднять до 16 480 рублей.

Самыми дорогими элементами внешнего оформления были хромированные детали, а самой большой из них была решётка радиатора. Поэтому именно её и решили заменить на дешёвую штамповку из чёрной пластмассы.

Хромированные надписи «Волга» на передних крыльях и задней панели, молдинг по низу крышки багажника, и все остальные элементы хромированного декора также исчезли из внешнего оформления. Наружное зеркало заднего вида остались прежним, но тоже стало чёрным. Бамперы утратили клыки, вернувшись по форме к образцу бамперов «двадцатьчетвёрок», выпущенных до 1977 года. Однако при этом подштамповки для клыков сохранились, благодаря чему, некоторые владельцы устанавливали эти клыки самостоятельно.

ГАЗ-24-10 . ГАЗ-24-10 2Исчезли стояночные огни на дефлекторах вентиляции салона, площадка для номера под передним бампером. Колпаки колёс из нержавеющей стали были заменены простыми пластмассовыми, закрывавшими всё колесо целиком, а не только ступицу диска. Эти колпаки были примечательны тем, что имели оригинальную надёжную систему крепления с фигурной центральной гайкой, предотвращавшей самопроизвольное отделение колпака от обода колеса при движении автомобиля.

Затем принялись за дверные ручки – мало того, что на прежней Волге они были хромированными, они также увеличивали аэродинамическое сопротивление и снижали безопасность. Поэтому машина получила новые двери, с безопасными утопленными в двери ручками с плоскими лопатками вместо кнопок. Кроме того, эти двери были лишены старомодных форточек, что, правда, отрицательно сказалось на вентиляции салона и существенно увеличило усилие на ручке стеклоподъёмника.

Однако наибольшим изменениям подвергся салон. Он представлял собой почти точную копию салона ГАЗ-3102 и выглядел по меркам восьмидесятых достаточно современно. Правда, в отличие от ГАЗ-3102 в салоне ГАЗ-24-10 применялись более дешёвые материалы.

На ГАЗ-24-10 устанавливался 100-сильный двигатель ЗМЗ-402, представлявший собой гибрид мотора ЗМЗ-24 от двадцать четвёртой Волги и двигателя ЗМЗ-4022.10 от ГАЗ-3102 – того самого двигателя с форкамерно-факельным зажиганием, о котором я вам рассказывал в статье о ГАЗ-3102. Однако от форкамерно-факельного зажигания пришлось отказаться, главным образом, по экономическим соображениям, ведь одной из задач конструкторов было снижение себестоимости автомобиля. Правда, на часть экспортных автомобилей форкамерно-факельные двигатели всё-таки устанавливались, и я сам видел один из таких автомобилей.

Прибавки мощности в две лошадиных силы добились усовершенствованием систем впуска и выпуска. Добавили бесконтактную транзисторную систему зажигания. Часть двигателей комплектовалась карбюраторами К-151, а также системой рециркуляции отработавших газов. Блок же цилиндров, коленвал и распредвал были целиком взяты от ЗМЗ-4022.10.

ЗМЗ-402 имел также модификацию ЗМЗ-4021 с пониженной до 6,7 единиц степенью сжатия. Эта модификация была способна работать на бензине А-76. Подобный 85-сильный мотор был и у старой «двадцатьчетвёрки», но благодаря всё той же оптимизации впускной и выпускной систем, мотор ЗМЗ-4021 выдавал уже не 85, а 90 л.с. Кроме того, имелась модификация двигателя, обозначавшаяся ЗМЗ-4022. Она предназначалась для работы на сжиженном газе. Степень сжатия в этом двигателе была, как и у основной модификации, 8,2-кратная, но мощность на газе падала до 85 л.с.

ГАЗ-24-10 . ГАЗ-24-10 3Тем не менее, конструкция двигателя всё ещё оставалась архаичной. Так, например, в моторе использовался коромыслово-штанговый газораспределительный механизм с нижним расположением распределительного вала – так называемая схема OHV, уже в 70-е годы считавшаяся морально устаревшей по причине высокой массы деталей газораспределительного механизма, приводящей к недостижимости высоких оборотов.

В своё время при подписании контракта с Фиатом советские представители даже потребовали от итальянцев переноса в головку цилиндров распределительного вала двигателя, в результате чего и появился мотор для ВАЗ-2101, кардинально отличавшийся от двигателя 124-го Фиата.

Кстати говоря, как раз тогда, в ходе создания ГАЗ-24-10, появилось предложение создать на базе двигателя Жигулей мотор для модернизируемой Волги. Двигатель этот должен был быть восьмицилиндровым и состоять из V-образно расположенных блоков цилиндров от моторов ВАЗ-21011 или ВАЗ-2103. Опытные образцы даже были созданы и прошли стендовые испытания, но Валентин Иванович Исаков, пришедший в 1982 году к руководству ВАЗа вместо ушедшего на пенсию Житкова, заявил, что у двигательного цеха ВАЗа не хватит производственных мощностей снабжать моторами одновременно и Волги, и Жигули.

Существовала также модификация ГАЗ-2434 со 195-сильным 5,53-литровым двигателем ЗМЗ-505, созданным на базе двигателя Чайки. На этой модификации стояла 3-ступенчатая автоматическая КПП. Такая модификация использовалась Комитетом Государственной Безопасности.

Серьезные изменения были произведены и в конструкции тормозной системы модернизируемого автомобиля. ГАЗ-21-10 получил главный тормозной цилиндр тандемного типа и двухкамерный вакуумный усилитель от ГАЗ-3102. Для перехода на тормозную жидкость «Нева» потребовалось заменить и все рабочие цилиндры тормозов. Рычаг стояночного тормоза переместился в пространство между передними сиденьями. На часть тиража устанавливались даже передние тормозные диски.

ГАЗ-24-10 выпускался до 1992 года, и был снят с производства, когда на смену ему пришёл ГАЗ-31029. Но это была уже другая история.

Петр Дерябин